В помощь заинтересованным мамам и папам попробуем дать ответы на вопросы: чему учить и как учить дошкольника.
Чему учить?
Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный детский сад или музыкальную школу.
Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?
В развитии ребенка нет ничего незначительного, что бы не заслуживало родительского внимания. Но может, тогда предоставить развитие малыша природе, пусть он постигает мир спонтанно, сам приобретает необходимые ему навыки без помощи взрослых?
Действительно, благодаря врожденной способности к подражанию ребенок многому учится сам: ползать, стоять, ходить, бегать. Взрослые только создают для этого определенные условия или, при необходимости, помогают. Как много должен постичь трехлетний малыш! Четыре мира предстоит ему познать: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. В каждом из миров ребенок должен ориентироваться, соотнося свои потребности и возможности. Ребенку предстоит овладеть богатством родного языка, его грамматикой и фонетикой, научиться ориентироваться в пространстве и времени, распознавать свои и чужие эмоции, обогатить свой сенсорный опыт.
Этот перечень столь же бесконечен, сколь бесконечна, разнообразна жизнь. Каковы же приоритеты отбора информации при организованном обучении, а по сути дела, осознанном, а не стихийном родительстве? На этот вопрос каждая семья отвечает самостоятельно, в соответствии со своими ценностями, интересами, семейными традициями. Конечно, у родителей будут и радости и неудачи. Чтобы последних было меньше, хочется познакомить мам и пап с несколькими типичными заблуждениями.
Заблуждение первое: “Главное – интеллект!”
Воспитанием шестилетней Танюши усиленно занималась бабушка. Пока родители находились на работе, бабушка, в прошлом педагог, всецело была поглощена обучением внучки. Девочка посещала подготовительные курсы при престижной школе, занималась музыкой и рисовала в изостудии у знаменитой художницы, к тому же каждый вечер читала по пять страниц текста и писала диктанты под руководством бабушки. Чтобы успевать всюду, бабушка одевала внучку, обувала, чуть ли не кормила с ложечки, не позволяя делать ей “лишних” движений. Шестилетнюю, физически здоровую девочку бабушка, гуляя с ней зимой, усаживала на досочку, подталкивала и скорей бежала вниз, чтобы встретить. Девочка же, скатившись, не делала даже попыток подняться, сидела, словно кукла, не пошевелив ни рукой ни ногой, и терпеливо ждала, когда бабушка подбежит к ней, поможет встать, возьмет досочку и за руку поведет внучку на горку.
Родители очень часто недооценивают значение двигательного развития детей. На самом деле у дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием, с одной стороны, и интеллектуальным – с другой. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными, что заметно при выполнении ими повседневных действий. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. Вообще, все, что ребенок делает в течение дошкольного детства, становится основой не только формирования двигательных навыков, но и интеллектуального, социального и эмоционального развития. Поэтому столь важно обратить пристальное внимание на формирующиеся навыки и умения вашего ребенка. Предлагаем вам соотнести результаты ваших наблюдений и следующие утверждения. Какие из них можно полностью отнести к вашему ребенку?
1. Ребенок хорошо бегает.
2. Может менять скорость и направление бега по сигналу взрослого.
3. Может перейти от бега к ходьбе по сигналу взрослого.
4. Умеет бросать мяч, не теряя при этом равновесия.
5. Умеет прыгать с места.
6. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице.
7. Катается на трехколесном велосипеде.
8. Может одновременно действовать руками и ногами (например, маршировать или хлопать в ладоши и притопывать).
9. Самостоятельно одевается и обувается.
10. Расстегивает самостоятельно молнии, пуговицы, кнопки.
11. Берет предметы одной рукой, начиная отдавать предпочтение правой или левой руке.
12. Сам ест.
13- Умеет забивать гвозди молотком.
14. Умеет пользоваться ножницами.
15. Умеет копировать простейшие рисунки, круги, прямые, пересекающиеся линии.
16. Рисует человека с шестью частями тела (голова, туловище, руки, ноги), хотя и примитивно.
17. Собирает и разбирает трехсоставную матрешку.
18. Собирает и разбирает трехсоставную пирамидку.
Если какое-то из утверждений вы не сможете в полной мере отнести к своему ребенку, то на это необходимо обратить внимание при занятиях с малышом.
Заблуждение второе: “Играют – значит, тратят время зря”
Прежде чем доказать обратное, приведем пример.
Мама трехлетнего Гриши забрала ребенка из частного детского сада, объясняя это тем, что воспитатели недостаточно серьезно занимались с детьми. “Как ни зайду в группу, так они то зайчиками прыгают, то снежинками кружатся, то, как осень, листочки раскрашивают. Никаких серьезных уроков: ни математики, ни английского”.
Родителям дошколят иногда хочется поторопить время и сделать своих малышей старше их возраста. Едва ли не с самого рождения взрослые учат детей чтению, счету, отдают предпочтение энциклопедическим знаниям, но забывают о сказках и стихах. В результате трехлетние мудрецы не верят в Деда Мороза, не знают “Трех медведей”, но замечательно ориентируются в динозаврах и компьютерах. Действуя из самых лучших побуждений, родители, увы, тормозят развитие важнейшего для дошкольников образного мышления – способности мысленно воспроизводить и осуществлять действия с объектами в их образном представлении. А ведь ни в каком другом возрасте у ребенка нет таких психических возможностей для развития этого вида мышления!
С одной стороны, дошкольник наиболее успешно обучается, если ему предоставляется образно организованная информация (вспомним зайчиков и снежинок в приведенном выше примере), с другой – чем лучше развито образное мышление, тем сильнее так называемая обучаемость ребенка. Так, с помощью ярких, впечатляющих образов вы можете увлечь ребенка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно, а работать с пластилином будет не так утомительно, если приговаривать: “Господин Пластилин, не ленись! И в кого я скажу, превратись!”
Развитие образного мышления – необходимая ступенька в становлении интеллекта ребенка. Образовавшуюся пустоту в дальнейшем не восполнить. Образное мышление является фундаментом мышления логического. Развитие образности в сознании ребенка проходит несколько стадий: образ – символ – знак – понятие. А значит, образное мышление является основой и понятийного, абстрактного мышления. И чем выше уровень его развития, тем сильнее оно будет востребовано при усвоении большинства предметов школьной программы.
Поскольку образное мышление является основой всякого творчества, позволяет находить оригинальные решения в любой области, его важность не уменьшается и при сформированном логическом мышлении.
Аня Т. в возрасте трех лет десяти месяцев начала рисовать в своеобразной манере: на основе разноцветных пятен-клякс она изобретала необыкновенные художественные образы. Родители стали настойчиво обучать ее изобразительному творчеству, пытаясь заставить девочку использовать линию в своих рисунках. Через пять лет Анины работы показали профессиональному художнику. Не останавливаясь подолгу на последних рисунках Ани, он был изумлен шедеврами кляксами и воскликнул: “Дайте мне этого гениального ребенка!” Но увы! Девочка давно уже не рисует пятнами и при всем желании не может к ним вернуться.
Как только ребенок начинает пользоваться символами, его мыслительные процессы усложняются. “Водой” он называет воду, капающую из крана, и воду журчащего весеннего ручья. Малыш уже понимает, что песок в песочнице и в пластмассовом ведерке – один и тот же песок.
Умение использовать символы проявляется у ребенка в игре. Когда вашему малышу было два с половиной года, для игры ему нужны были игрушки, в точности напоминающие настоящие предметы. Для ребенка старше трех с половиной лет замещающие предметы могут быть совсем не похожи на реальные объекты. Так, карандаш может быть градусником, пистолетом, ложкой и даже волшебной палочкой.
Именно благодаря усложняющемуся образному мышлению ребенок начинает воспринимать другого человека как автономное существо, имеющее свои собственные чувства и взгляды. Образность, таким образом, формирует предпосылки социального развития, помогает овладевать навыками общения. Поэтому так важно уделять внимание развитию образного мышления на протяжении всего дошкольного детства.
Заблуждение третье: “Сказка – это несерьезно”
Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, мамы и папы заявляют, что знакомят детей с реальным окружающим миром, а не с выдуманными небылицами, что иногда сказки слишком жестоки и страшны, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны.
Л. Ф. Обухова: “Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. <…> Сказка – произведение искусства. <…> И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем”.
В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем. Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:
– язык сказки доступен ребенку;
– сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;
– настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, посколько в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;
– чтение сказки – один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.
Как сделать сказку другом вашего малыша?
1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок “вживается” в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
4. Если ребенок впечатлителен, “страшные” эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.
5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие “послесказия” позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.
В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.
Как учить?
Младший дошкольный возраст – счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: “Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат”.
Бывает, что родители вполне понимают значимость повседневного общения с ребенком, но совершенно не знают, о чем говорить с детьми, в какие игры играть с ними. В других семьях таких проблем нет. Молодые родители не задумываются над подобными вопросами, а от души играют с ребенком, с удовольствием читают детские книги, самозабвенно гоняют с малышом в футбол. Как правило, эти взрослые сами выросли в таких счастливых семьях, где принято на равных вести беседы с детьми, обсуждать насущные проблемы, читать по вечерам вслух для всей семьи, мастерить елочные игрушки под Новый год или отправляться всем вместе в зимний лес на лыжах. Общение с детьми таким взрослым дается легко, привычно, естественно, оно как будто “в крови”. У них не возникает вопросов, какие слова сказать или какие игры выбрать для ребенка. Слова будут те же самые, что говорили им мама с папой в подобных случаях, а игры – те же, в которые они сами играли в детстве. Так по наследству передается богатство общения с детьми.
Увы! Не все взрослые могут похвастаться таким счастливым опытом детства. Если детство было трудным, не очень радостным, родители находятся в непростой ситуации. Имея сознательное желание быть максимально хорошим отцом или матерью, они становятся в тупик перед конкретными вопросами, возникающими в процессе общения с ребенком. О чем говорить? Какие слова использовать? Чем заняться? Как правильно наказать? Как реагировать на слезы, упрямство и т. п.? Иногда родители бывают по-детски беспомощны перед шквалом таких “простых” вопросов. Порой взрослых изматывает общение с детьми, они испытывают панику, беспомощность, гнев, страх, чувство вины. Тут уже не до педагогических методов. Происходит подобное в силу того, что у взрослых нет определенной модели родительского поведения, усвоенной в детстве.
За помощью к психологу обратилась молодая женщина. Ее волновала ситуация, которая сложилась в семье, и в первую очередь поведение мужа. Он исправно выполняет отцовские обязанности: провожает и встречает детей из садика и школы, делает со старшей дочерью уроки, читает младшей сказки перед сном. При этом он малословен, угрюм, неулыбчив, при малейшей возможности уединяется. При встрече с мужем выяснилось, что иногда он испытывает беспричинную ненависть к детям и жене: “Я просто не могу смотреть на них”. Рассказывая о детстве, мужчина говорил о том, что не помнит своего отца, который бросил их с матерью, и о том, что сам себе поклялся быть самым верным и любящим отцом.
Неужели этой и похожим на нее семьям придется довольствоваться только своим печальным опытом? Конечно, все не так безнадежно. Каждый заинтересованный взрослый может обогатить традиции своей семьи. Для этого необходимы три поистине магические силы: желание, знание и настойчивость. Хочется думать, что родители, читающие эти строки, обладают по крайней мере одной из этих сил: непреходящим желанием восполнить семейные традиции взаимодействия взрослых и детей. Попробуем понять, как организовать совместную деятельность с ребенком.
Провести время с пользой и удовольствием можно за многими занятиями: чтением книг, просмотром телевизора, лепкой пельменей или походом за грибами. Но мы с вами рассмотрим три важнейшие для дошкольника сферы деятельности: игру, изобразительное творчество и трудовую деятельность.
Игра. Игра для ребенка дошкольного возраста – наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру “гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека”. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает “взрослые” смыслы жизни.
Родители, строящие свои взаимоотношения с ребенком, должны знать, что детская игра на каждом возрастном этапе предстает в своем особом неповторимом обличий. Тип игры зависит от задач, которые актуальны для ребенка. Родителям важно знать особенности каждого типа игры, с тем чтобы учитывать возрастные возможности малыша и посредством подходящей игры развивать его способности.
Первый тип игры, наиболее привлекательный для трехлетних малышей, – игра-имитация. Те родители, которые не умеют играть со своими детьми и совершенно не помнят своего детства, легко освоят ее. Для этого достаточно запеленать куклу, покачать ее на руках, спеть ей колыбельную. Или загрузить машинку и отправить ее по дороге. Поначалу детям нужны игрушки, представляющие точную копию реальных предметов: ложечки, тарелочки или молотки, плоскогубцы.
Пройдет немного времени, и кирпичик из деревянного конструктора может запросто стать мобильным телефоном. Это уже другой тип игры – символическая игра, важная стадия развития игры и необходимая ступень развития ребенка. Посредством символической игры формируются предпосылки логического мышления, стимулируется воображение. Взрослые могут легко поддержать ее, применив свою фантазию и творчество.
Гораздо больше изобретательности потребует от родителей следующий тип игры – сюжетно-ролевая игра. Она заключается в разыгрывании знакомых ребенку ситуаций: дочки-матери, доктор и больной, школа, магазин и т. п. Игра включает в себя не только имитацию чьего-либо поведения, но и элемент фантазии. В сюжетно-ролевой игре дети, проигрывая разные роли, экспериментируют с различными моделями поведения и знакомятся с их последствиями. Игра позволяет детям выражать свои чувства, разрешать внутренние конфликты, учит детей смотреть на происходящее глазами другого человека, понимать его чувства.
Трех- и четырехлетние дети в игру включают чаще животных, чем людей. Это образно-ролевые игры. В них живут и действуют мишки, белочки, зайчики, лисички. Дети иногда сами исполняют эти роли, иногда скрываются за игрушками, за которых двигаются и говорят. Порою в игру вводятся “живые” машинки, конфетки, флакончики. Такие действия вполне закономерны для детей трех-четырех лет и объясняются характерной для этого возраста способностью одушевлять все движущиеся предметы. Родителям нужно серьезно, с большой бережностью и уважением относиться к этой детской особенности, ни в коем случае не смеяться и не иронизировать. Взрослые, включенные в игру, могут обогатить ее, используя свой жизненный опыт, новыми ситуациями, новыми поворотами сюжета, способами взаимодействия участников.
Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, которые его волнуют, о том, каким он видит окружающий мир. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации: выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п. Предварительное проигрывание обучит ребенка желательному поведению в незнакомой ситуации, ослабит чрезмерное эмоциональное напряжение, донесет до понимания малыша внимание и заботу родителей.
Даже зная особенности каждого типа игры, не так просто увлечь ребенка, с одной стороны, и сделать игру полезной для него – с другой. Вспоминается высказывание одного папы. “Говорю своей дочурке: “Давай поиграем!”, а она мне отвечает: “Опять математикой заниматься!”” Для организации и поддержания игры требуется неуклонное соблюдение определенных принципов.
Принцип интереса. Для обоих участников, и взрослого и маленького, интересен сам процесс игры. Цель игры – в ней самой. Даже если родитель ставит перед собой обучающую цель, она должна быть подчинена главной цели. Без интереса нет игры.
Принцип равенства. В игре невозможно доминирование ни одного из участников, даже если это умный взрослый. При доминировании взрослого дети не учатся играть, игра не получается. Взрослым нужно уважать права детей в игре и относиться к ним как к равным. Но иногда в родителях просыпается свой “внутренний” ребенок, который в детстве не удовлетворил свою потребность в игре – “не наигрался”. Такой “взрослый ребенок” ведет себя нетерпеливо, импульсивно. Так, папа отбирает у сынишки машинку, чтобы самому проверить ее ходовые качества, а мама, увлекшись настольной игрой, рвется к победе, не замечая, как по щекам дочки тихо катятся слезы. Ей даже не приходит в голову, что условия игры изначально неравные и победа ее не вполне заслуженна. К слову сказать, соревновательные игры для детей младшего дошкольного возраста крайне нежелательны, они делают малышей жестокими, болезненно самолюбивыми, завистливыми.
Принцип добровольности. Игра не терпит принуждения. Заставить можно отбывать наказание, но не играть и наслаждаться игрой.
Принцип двух реальностей. Участники игры должны существовать одновременно в двух реальностях: настоящей и игровой. Дети с легкостью выполняют это требование. Для обозначения игровой реальности они используют специальный термин “понарошку”. В игре “доктор” делает операцию “больному”, а в реальности осторожен и бережен к своему товарищу. Взрослому важно не забывать об этом принципе и внимательно выстраивать игровую реальность, соблюдая логику ее развития.
Изобразительная деятельность. Игра не единственная деятельность, которая, с одной стороны, увлекает и целиком поглощает ребенка, а с другой – является эффективным средством развития и обучения малыша. Не менее важной является изобразительная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, лепит, вырезает, клеит. Начиная с полутора лет, когда ребенок впервые берет в руки цветной карандаш, он создает рисунки, все усложняющиеся по форме: сначала каракули, бесформенные линии и черточки, потом круг, прямой и диагональный крест. В конце концов отдельные элементы превращаются в изображения знакомых объектов, которые ребенок выполняет вполне сознательно.
В три-четыре года он рисует уже человека, так называемого “головонога”, состоящего из круга – головы с глазами и ртом, а также рук и ног, растущих прямо из головы.
Для маленького человека рисование – очень важный процесс. Значение его не только в совершенствовании тонкой моторики руки и процесса восприятия. Детский рисунок, подобно речи детей, – это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка – это отражение его мыслей и чувств. В то же время, рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Родители часто начинают волноваться, наблюдая, как при раскрашивании ребенок преимущественно пользуется темными цветами. Они справедливо полагают, что ребенка переполняют негативные эмоции, и… строго запрещают ему использовать темные цвета. А это уже никак нельзя назвать полезным для ребенка. Запрещать рисовать темными красками – это то же самое, что не позволять рассказать человеку о своих негативных чувствах. Таким образом затрудняется переживание ребенком психотравмирующих ситуаций, от которых в детстве никого не уберечь. Они случаются даже в самых счастливых семьях. Связано это с тем, что взрослые и дети очень разные, и самые чуткие взрослые не могут в полной мере представить себе мир глазами маленького человека.
Изобразительная деятельность не только гармонизирует эмоциональное состояние малыша, но имеет большой развивающий эффект. Развивается тонкая моторика руки, что совершенно необходимо в дальнейшем для овладения процессом письма. Посредством изобразительной деятельности развивается также пространственное мышление и зрительная память, усидчивость и внимание. Занимаясь художественным творчеством, дети любят экспериментировать с разными материалами. Акварель, гуашь, пластилин, глина, соленое тесто, цветная бумага, ткань, крупа, песок – все это дает им хорошую возможность познакомиться с новыми формами, цветами, фактурой. Так, дети получают многообразный сенсорный опыт, сталкиваются с новыми для них понятиями: толщина, твердость, текучесть, плотность, прозрачность и т. д.
Но иногда дети наотрез отказываются от рисования. Почему такое случается? Что при этом предпринимать родителям?
Мама и дочка (три года десять месяцев) получили задание вдвоем нарисовать цветы, мама должна была рисовать цветы, а дочь – раскрашивать. В пределах своего задания каждый мог произвольно выбирать форму и цвет. Мама старательно рисует цветы и передает рисунок дочери. Девочка спрашивает:
– Мама, а каким цветом раскрашивать?
– Раскрашивай, как тебе нравится. Учительница же сказала, что можно выбрать любой цвет.
Девочка берет на кисточку черную краску и начинает раскрашивать. Мама взволнованно восклицает:
-Ты зачем такой некрасивый цвет выбрала, все мои цветы испортишь!
Дочь спокойно спрашивает:
– Мама, а каким цветом раскрашивать?
– Тебе же сказали, каким хочешь! – понемногу раздражается мама.
Девочка берет коричневую краску. Мама вскрикивает:
– Что ты делаешь? Этот цвет не подходит! Возьми другой!
Девочка спокойно повторяет вопрос:
– Мама, а каким цветом раскрашивать?
– Раскрась каким хочешь, – не скрывает раздражение мама.
Девочка берет фиолетовый цвет.
Мама почти кричит:
– Почему ты выбираешь такие некрасивые цвета! – И в ответ слышит категоричное заявление:
– Я не буду рисовать.
Мама поворачивается к педагогу и со вздохом обреченно говорит:
– Вот, всегда она отказывается рисовать.
Изобразительная деятельность – творческий процесс. Человек в порыве творчества раним и уязвим. Тем более уязвим ребенок, делающий первые шаги в овладении рисованием, лепкой или аппликацией. Попробуйте вспомнить тот счастливый момент, когда ваш любимый малыш только-только начинал самостоятельно ходить. Вот он, широко расставив ноги и смешно протягивая руки, делает шаг. Вы умиляетесь, безмерно радуетесь, и, конечно, вам не придет в голову говорить: “Как же ты ходишь? Не ставь широко ноги, это некрасиво!” Но освоение изобразительной деятельности не менее трудное дело, чем овладение ходьбой. Почему же в этом случае мы лишаем ребенка поддержки, а себя – радости?
Главное правило совместного творчества: поддерживайте ребенка в его первых, пусть незначительных успехах. Найдите в рисунке хотя бы одну малейшую деталь, которая вам действительно нравится, и искренне похвалите его. Пусть ваша похвала будет конкретной и честной. Постарайтесь не уподобиться одной маме, которая заявила: “Я всегда хвалю свою дочь, и за этот рисунок похвалила: “Неплохо. Кто бы мог подумать, что у тебя так может получиться?””
Создайте условия для художественного творчества ребенка: организуйте детское рабочее место, где можно лепить и красить, приобретите бумагу, краски, кисти, пластилин, клей, ножницы и т. д.
Обеспечьте ребенка рабочей одеждой, чтобы не звучали постоянные наставления “Не запачкайся”. Это достаточно важное требование. Его невыполнение часто приводит к тому, что ребенок заявляет: “Не буду рисовать – вдруг запачкаюсь”.
Очень важна внутренняя установка родителей. Установка не на результат, а на сам процесс рисования или лепки. Действительно, что важнее: чтобы ребенок в дальнейшем стал художником или чтобы получал удовольствие от процесса творчества?
Наблюдая много раз совместное творчество детей и взрослых, мы отметили несколько родительских стереотипов, которые отнюдь не способствовали привитию ребенку интереса к изобразительной деятельности. Позволим себе описать некоторые из них.
“Мой ребенок лучше всех”, – искренне считают некоторые родители. Они видят в своем ребенке одни достоинства, совсем не находя их в других детях. Взрослые восторгаются и умиляются всем, что бы ни сделал их любимец. Если его поведение или “творение” не вызывает такой же реакции у окружающих, родители готовы обвинить их в несправедливости. Поведение ребенка в этом случае становится все более заносчивым, он болезненно реагирует на любые замечания, привыкает не тратить силы на улучшение результатов своего труда, при встрече даже с незначительными трудностями пасует.
“Мой ребенок должен быть лучше всех”. Такая установка встречается у родителей, которые достаточно объективно оценивают результаты творчества своего ребенка, но при этом ставят перед ним непомерно высокую планку достижений. Что бы ни сделал малыш, все недостаточно хорошо, родители недовольны им в любом случае. Поведение ребенка становится все более неуверенным. В дальнейшем он предельно строго оценивает результаты своего труда. Рисуя, малыш часто стирает, в конце концов может заплакать или вообще отказаться что-либо делать.
“Мой ребенок хуже всех”. К сожалению, есть родители и с такой безрадостной установкой. Они видят в своих детях одни недостатки, если же кто-то хвалит ребенка, родители стеснительно уклоняются от похвалы, объясняя хорошие результаты счастливым стечением обстоятельств, случайностью. Родители постоянно делают замечания ребенку, поправляя его на каждом шагу. Тогда у ребенка формируется поведение, описанное в предыдущем случае: неуверенное, пассивное.
Трудовая деятельность. Еще одной сферой, где будет весьма полезно взаимодействие взрослого и ребенка, является труд. Для трех-четырехлетних детей трудом можно считать деятельность по самообслуживанию, занятия по способностям (интеллектуальные, музыкальные, изобразительные, технические, спортивные, пластические и т. п.), к труду относится и помощь.
Труд по самообслуживанию для трехлеток имеет не только практический, но и личностный смысл. Этот возраст часто называют возрастом “я сам”. Дети умеют ходить, говорить, держать ложку, пользоваться горшком. Они чувствуют свою самостоятельность и желают стать еще более независимыми от мира взрослых. Труд по самообеспечению является материальным воплощением автономности ребенка, поэтому у него существует постоянное стремление к овладению разными навыками самообслуживания.
Как ни странно, на пути совершенствования навыков самообеспечения часто именно родители ставят барьеры. Они пытаются уберечь детей от практических действий. Причина этого чаще всего в страхе взрослых за своих детей и их безопасность, в нетерпеливости и спешке. Родителям следует учесть, что трехлетних детей можно обучать следующим навыкам:
– завязывать шнурки;
– резать ножницами (с тупыми концами);
– наливать воду в чашку;
– самостоятельно одеваться;
– расстегивать и застегивать молнии, пуговицы и застежки;
– мыть посуду;
– вытирать пыль;
– поливать цветы и т. п.
Труд-помощь – это посильные трудовые действия ребенка в ответ на чью-либо просьбу. В этом случае труд для ребенка – не только овладение практическими навыками, но и развитие его нравственности. Поэтому так важно благодарить ребенка именно за отзывчивость и оказание помощи. Даже качество трудового результата может отойти на второй план. Важно поддерживать малыша в его стремлении помочь, отозваться на чью-либо просьбу. Дети в этом нежном возрасте очень открыты к просьбам других, доброжелательно реагируют на просьбы окружающих. Поддержанное в это время качество в дальнейшем приносит добрые плоды: ребенок вырастает отзывчивым, внимательным, чутким, открытым. Безусловно, это помогает человеку обрести легкость и успешность в общении.
К теме нравственного развития ребенка, несомненно, относится и разговор об обучении детей нормам поведения. Обучение в этом возрасте очень эффективно. Предлагаем вашему вниманию список правил общения, которым можно обучить детей с трехлетнего возраста. Итак, при некоторых усилиях со стороны взрослых ребенку вполне удается:
– первому здороваться со знакомыми взрослыми, а также с незнакомыми в определенных ситуациях (например, с врачом в поликлинике);
– вежливо просить, если ему что-нибудь нужно;
– спрашивать разрешения, если хочет взять чужие вещи;
– просить прощения, если нечаянно заденет другого;
– не перебивать взрослых или просить разрешения вмешаться в разговор;
– соблюдать очередность в определенных ситуациях (в игре, при раздаче подарков, еды и т. д.);
– спокойно слушать замечания взрослого и воспринимать их;
– не разговаривать громко в театре во время спектакля;
– обращаться к взрослым на “вы”.
Самое удивительное, что воспитание и обучение детей обогащает самих родителей. Древние говорили: “Дети – наши учителя”, и каждодневное общение с дошкольниками неизменно подтверждает это.
Родителям приходится пробовать многое самим, воспитывая детей. И чем больше взрослые будут обучаться новому сами, тем более эффективным будет обучение детей.