«Сказка как средство экономического воспитания»

Экономическое образование (в широком смысле) рассматривается как процесс и результат формирования экономических знаний и умений, качеств личности, мышления и экономического поведения, присущих современному работнику, который опирается в своей деятельности на личностные и общественные интересы для повышения эффективности своей деятельности, а также распределение, обмен и употребление материальных ценностей. Система образования, не обеспечивающая преподавания основ экономических знаний, не выполняет своей основной задачи: не готовит дошкольников к принятию правильных решений в жизненно важных ситуациях.

Образованием обеспечивается: становление человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование картины мира, соответствующей  современному уровню знаний.

Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у воспитанников элементарных представлений об экономике (образовательная область  «Ребенок и общество», и раздел “основы экономической культуры”). Необходимо не только дать подрастающему поколению знания, но и сформировать у них интерес к экономической стороне действительности, научить мыслить экономическими категориями. Лишь при определенном уровне образованности и воспитания человек сможет эффективно выполнять свои функции. Происходящие в обществе изменения требуют создания новых ценностных ориентиров. При этом уровень экономического воспитания может служить одним из показателей социального прогресса общества.

Экономическое образование включает в себя две части: экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:

образовательную  – ознакомление с элементарными экономическими знаниями, терминами и понятиями;

развивающую – содействие формированию разумных потребностей, желанию соотносить личные запросы с возможностями семьи;

воспитательную – формирование аккуратности, бережливости, ответственности, предприимчивости и т.д.

Все это направлено на достижение единой цели – становление основ ценностных ориентиров на ступени дошкольного возраста.

Экономическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эта потребность общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок уже с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств личности дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Проанализировав методическую литературу по проблеме формирования  экономических представлений  у детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что видные представители классической педагогики прошлого уделяли значительное внимание роли экономического образования.

В трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции имеются рекомендации по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное значение  к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудится, овладение практическими навыками.

В педагогической системе А.С. Макаренко вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест: «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин».

В.А. Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей «… возьмите ли вы игры, возьмите ли вы рисунки, возьмите ли вы труд – везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

Л. С. Выгоцкий именно он утверждал,  что начало развитие творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст.

Эффективным средством в формировании экономических представлений и развития творческой индивидуальности является художественная литература, где экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. В своей работе педагогу необходимо опираться на методы и приемы, которые направлены на развитие творческой индивидуальности. Приоритетным является познавательное и личностное развитие ребенка, способствующее самореализации личности, проявлению своего «Я».

Вся работа должна быть построена на принципе беспрерывности и дифференциации экономического образования, который предусматривает постоянное перемещение от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, отличия в семейном воспитании, национальной традиции и интересов общества.

Необходимо выстроить определенную систему. Она должна быть последовательной и систематичной.

1 этап – подбор литературных произведений, наглядного материала.

(Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа могут быть использованы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и д.р.)

2 этап  – знакомство детей с литературными произведениями.

Основная задача – вызвать у детей интерес к литературному произведению, эмоциональное отношение к героям, подвести к пониманию содержания произведения.

(Во время работы с произведением необходимо обращать внимание детей на такие качества героев, как смекалка, верность данному слову, способность вести переговоры, настойчивость в достижении цели. Включение детей  в драматизацию произведения и поведенческий репертуар героев позволит им познать экономическую картину мира и раскрыть  новую сферу социальной жизни людей.

Необходимо особое место отводить вопросам, которые взрослый задает ребенку. Переходя от общего к частному, например, что вы можете сказать о герое? Какие экономические качества присущи данному герою? Одобряете ли вы его поступок? Хотели бы вы им помочь? Что бы вы сделали? Такая постановка вопросов дает ребенку возможность выразить свои мысли, то есть идти «от детей».

Упражнения на сравнение, сопоставление, нахождение в разных героев схожих черт, упражнения на подбор слов – признаков, слов – действий помогут усвоить экономические категории, развить нестандартное мышление при решении проблемных экономических ситуаций.

Использование различных видов театра при знакомстве с литературным произведением является необходимым условием поддержания интереса детей.)

3 этап – формирование у детей умения высказывать оценочные суждения  о поступках героев с «экономических» позиций  и как результат  – сочинение новых произведений на основе знакомых с экономическим содержанием.

В работе  целесообразно использовать прием «вхождения». Например: «Представьте себе, что мы с вами пришли на рынок (очутились в сказке «Как мужик овцу купил?», Что вы видите на рынке?»)

При подготовке театральной постановки предложить детям выполнить игровое имитационное действие: прошагать как старик, пробежать как Колобок – невербальный способ с помощью мимики и жестов.

4 этап – творческое применение экономических знаний и средств в театральной и самостоятельной деятельности детей.

Совместно с детьми целесообразно изготавливать  декорации, костюмы, рекламы – афиши, билеты.

Результатом проделанной работы является театрализованное представление, в процессе которого у детей формируется экономическая компетентность, первоначальные экономические знания и умения, предпосылки экономического мышления, личностные качества и эмоциональное развитие детей. И неважно, ребенок играл роль или находился в зрительном зале.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляют собой единство формирования знаний, представлений, чувств и привычек поведения. Знания о том, почему следует беречь, экономить природные ресурсы, результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в игре и различных видах продуктивной  деятельности  (трудовой, изобразительной), когда действуют с необходимыми материалами.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности начинается в семье. Под чутким руководством родителей они могут самостоятельно оценить происходящее, если будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. Это не значит, что каждый ребенок в будущем должен стать экономистом или бизнесменом. Напротив, он должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти способности в полной мере реализовать, ребенок должен ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно. Экономические знания также необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного поведения, также важны, как знания родной речи и математики.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» – писал известный писатель Джанни  Родари: – «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

пробуждает фантазию, творческую активность;

способствует пониманию внутреннего  мира людей;

знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

сказки, отражающие труд людей;

сказки, показывающие быт, традиции  народа, особенности ведения народного хозяйства;

сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;

сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем-теремок»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса  и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.

Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.