Трудовое воспитание

Труд является основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.

Привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду обеспечивает его всестороннее развитие:

  • укрепление здоровья и физической силы;
  • способствует развитию психических процессов;
  • приобретение социальных навыков;
  • проявление индивидуальности;
  • расширение круга интересов.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте носит характер продуктивной подражательной деятельности, которая во многом определяется желанием ребенка участвовать в ней и направлена на удовлетворение особо значимых для него потребностей.

Классификация видов детского труда

Самообслуживание содержание своего тела в чистоте, прием пищи, одевание и раздевание, уход за игрушками и вещами.
Хозяйственно-бытовой труд уборка группы и других детских помещений сада, уборка участка, стирка белья, сервировка стола, подготовка к занятиям.
Труд в природе (сельскохозяйственный труд) выращивание растений, уход за животными.
Ручной труд изготовление сувениров, игрушек, пособий, ремонт игрушек, книг, рукоделие (шитье, вязание, вышивание, плетение).

 

Формы организации детского труда

Формы организации свободного труда:

  • совместный труд с воспитателем (с отдельными детьми, с подгруппой детей, индивидуальные);
  • эпизодические поручения ( групповые, индивидуальные).

Формы организации обязательного труда:

  • дежурства (по 2 ,3, 4 человека);
  • коллективный труд со сверстниками (фронтальный, по подгруппам);
  • обязанности (постоянные поручения) (индивидуальные, групповые) 

    Требования к организации детского труда:

    1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
    2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
    3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
    4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.