Труд является основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.
Привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду обеспечивает его всестороннее развитие:
- укрепление здоровья и физической силы;
- способствует развитию психических процессов;
- приобретение социальных навыков;
- проявление индивидуальности;
- расширение круга интересов.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте носит характер продуктивной подражательной деятельности, которая во многом определяется желанием ребенка участвовать в ней и направлена на удовлетворение особо значимых для него потребностей.
Классификация видов детского труда
Самообслуживание | содержание своего тела в чистоте, прием пищи, одевание и раздевание, уход за игрушками и вещами. |
Хозяйственно-бытовой труд | уборка группы и других детских помещений сада, уборка участка, стирка белья, сервировка стола, подготовка к занятиям. |
Труд в природе (сельскохозяйственный труд) | выращивание растений, уход за животными. |
Ручной труд | изготовление сувениров, игрушек, пособий, ремонт игрушек, книг, рукоделие (шитье, вязание, вышивание, плетение). |
Формы организации детского труда
Формы организации свободного труда:
- совместный труд с воспитателем (с отдельными детьми, с подгруппой детей, индивидуальные);
- эпизодические поручения ( групповые, индивидуальные).
Формы организации обязательного труда:
- дежурства (по 2 ,3, 4 человека);
- коллективный труд со сверстниками (фронтальный, по подгруппам);
- обязанности (постоянные поручения) (индивидуальные, групповые)
Требования к организации детского труда:
- Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
- Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
- Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
- Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.