Консультация для воспитателей дошкольного образования средней и старших групп «Реализация содержания образовательной области «Художественная литература»

Решая задачи образовательной области «Художественная литература», предлагается давать детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Основными методами ознакомления детей с художественной литературой являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественной литературе зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.    В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечение детей правильным и ярким восприятием путём художественного слова.

Во второй части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

  1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
  • чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
  • чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой
  1. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
  • чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
  • настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);
  • кукольный и теневой театр, фланелеграф;
  • диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

– обоснованный выбор произведения в соответствии с учебной программой дошкольного образования, с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной рабой, временем года, а также выбор методов работы                   с книгой;

­ – определение программных задач;

­ – подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею   и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ                    о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот – иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей                     к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Список литературы

  1. Учебная программа дошкольного образования /Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин­т образования, 2022. – 480 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997.
  3. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. Заведений / З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2004.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 220 с.

Подготовила:

Кретова М.В.,

Воспитатель дошкольного образования