Детям об экономике

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются  с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести – также соприкосновение с миром финансов. именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление – экономическое воспитание.  педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

ЗАЧЕМ И КАК ЗАНИМАТЬСЯ С ДЕТЬМИ ЭКОНОМИКОЙ?

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Они преследуют следующие цели:

  • дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним
  • сформировать понимание значения труда в жизни человека
  • рассказать о процессе производства товаров и их потребление
  • познакомить с термином “реклама”
  • научить полезным бытовым привычкам
  • способствовать развитию  разумных потребностей. Таким образом, экономическое воспитание в дошкольном учреждении включает в себя  следующие основные блоги:
  • труд и его продут
  • деньги
  • реклама
  • экономика в быту

ЗАДАЧИ И ПРИЁМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Экономические занятия в дошкольном учреждении  целесообразно начинать со среднего возраста:

  1. Четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. дети узнают, что каждый товар имеет свою цену
  3. расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям
  4. Ребята знакомятся с понятием “семейного бюджета” (зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата)
  5. вводится понятие “потребностей человека”
  6. дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми  пятого года жизни будут эффективнее следующие приёмы:

  1. обязательное присутствие игрового компонента, например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней  родителей.  Воспитатель должен донести до  их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребенку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятия может идти речь?). Интересная идея – провести “аукцион” товаров, которые малыши дома сделают с родителями своими руками. Другой вариант – обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие “бартер”). мама и папа должны объяснять детям  особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они своей зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий , с которыми знакомятся дети. Полученные ранее занятия углубляются:

  1. ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. усложняется понятие производства и потребления.
  4. вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять  природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включенными свет и воду, бережно относится к одежде, обуви и прочее).
  5. воспитатель знакомит детей с понятием “валюта”, они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

Виды экономических занятий в детском саду

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Настольные игры

В свободное время воспитанники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.