Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести – также соприкосновение с миром финансов. именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление – экономическое воспитание. педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
ЗАЧЕМ И КАК ЗАНИМАТЬСЯ С ДЕТЬМИ ЭКОНОМИКОЙ?
Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Они преследуют следующие цели:
- дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним
- сформировать понимание значения труда в жизни человека
- рассказать о процессе производства товаров и их потребление
- познакомить с термином “реклама”
- научить полезным бытовым привычкам
- способствовать развитию разумных потребностей. Таким образом, экономическое воспитание в дошкольном учреждении включает в себя следующие основные блоги:
- труд и его продут
- деньги
- реклама
- экономика в быту
ЗАДАЧИ И ПРИЁМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Экономические занятия в дошкольном учреждении целесообразно начинать со среднего возраста:
- Четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
- дети узнают, что каждый товар имеет свою цену
- расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям
- Ребята знакомятся с понятием “семейного бюджета” (зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата)
- вводится понятие “потребностей человека”
- дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя.
На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективнее следующие приёмы:
- обязательное присутствие игрового компонента, например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик
- Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребенку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятия может идти речь?). Интересная идея – провести “аукцион” товаров, которые малыши дома сделают с родителями своими руками. Другой вариант – обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие “бартер”). мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они своей зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий , с которыми знакомятся дети. Полученные ранее занятия углубляются:
- ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
- педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
- усложняется понятие производства и потребления.
- вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включенными свет и воду, бережно относится к одежде, обуви и прочее).
- воспитатель знакомит детей с понятием “валюта”, они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.
Виды экономических занятий в детском саду
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.
Игровое занятие
Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.
Сюжетно-ролевые игры
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Настольные игры
В свободное время воспитанники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.