Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:
развитие игры как деятельности;
расширение тематики детских игр, углубления их содержания;
приобретение положительного социального опыта;
использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
подготовка дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.
При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.
В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.
Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно- ролевой игры:
- Выбор игры, которую вы будете включать.
- Оснащение (оборудование).
- Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
- Наличие плана – конспекта.
Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).
Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).
- Выбор игры.
– Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.
– При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.
– Продумайте и опишите содержание игры.
– Спланируйте возможные направления развития сюжета.
– Определите игровые правила.
– Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.
– Организуйте игровую среду.
– Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.
– Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.
– Обговорите игровой замысел и правила игры.
– Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, -следите за развитием сюжета.
– Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).
– Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
– Создание воображаемой ситуации.
– Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.
- Начало игры:
– создайте игровую или проблемную ситуацию,
– проведите предварительную беседу,
– обговорите тему предстоящей игры и т.д.
- Сохранение игровой ситуации:
используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.
- Завершение игры:
– положительная оценка,
– анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.
Вопросы к анализу:
- Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
- Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
- Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
- Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
- Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
- Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
- Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
- Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры.
- Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
- Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
- Предположения, рекомендации:
Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?
В чём может проявиться творчество детей в игре?
Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?
Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?
Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?
Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?
Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?
Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?
Критерии оценки:
игра соответствует возрасту ребёнка;
вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);
соблюдение алгоритма игры;
эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
степень удовлетворённостью игрой.
Показатели эффективности:
Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.
Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.
Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.
Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.
Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.
Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.
Возможные риски:
Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.
Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.
Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.
Как избежать:
Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.
Развитие игровых умений у детей.
«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»
- Задачи руководства:
– расширение представлений об окружающем;
– формирование игровой деятельности:
а) развивать сюжет;
б) обучение игровым действиям;
– формирование взаимоотношений.
- Подготовка к игре:
– приемы, направленные на обогащение впечатлений:
а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;
б) определить сопутствующие сюжеты;
– атрибуты к игре;
– оборудование места игры.
- Ход игры:
– приемы создания интереса к игре;
– сговор на игру:
а) определение плана-сюжета;
б) планирование игры;
в) распределение ролей;
г) создание воображаемой ситуации
– приемы обучения игровым действиям;
– приемы поддержания и развития игры:
а) внесение дополнительных атрибутов;
б) участие педагога во второстепенных ролях;
в) показ новых игровых действий;
г) напоминание, вопросы;
д) введение новых игровых ситуаций;
е) оценка;
– приемы формирования взаимоотношений в игре:
а) напоминание о взаимоотношениях;
б) направление на внимание друг к другу;
в) поощрение вежливости.
- Окончание игры:
– краткий итог работы в ролях;
– перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
- Оценка игры:
– оценка взаимоотношений;
– оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.