ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Самая главная задача любого дошкольного учреждения – это охрана жизни и здоровья каждого ребёнка. В дошкольном учреждении должна быть создана своя здоровьесберегающая система, одним из направлений которой является организация правильного питания.
Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей. Ученые доказали, что правильное питание в детстве определяет и длительность человеческой жизни, и сроки трудоспособности. Кроме того, от питания зависит, в каком возрасте и какая хроническая патология появится у человека. Доказано, что правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое, рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Свою работу по данному направлению нужно строить согласно основным принципам организации рационального питания дошкольников:
* обеспечение растущего детского организма энергией и основными пищевыми веществами;
* соблюдение возрастных физиологических норм суточной потребности в основных пищевых веществах;
* строгое выполнение режима: времени и интервалов между приемами пищи
– завтрак и ужин должны продолжаться 15 – 20 минут
– полдник – 10 – 15 минут
– обед – 20 – 25 минут
за 30 – 35 минут до еды обязательно должен быть отдых (отсутствие занятий и подвижных игр);
* строгое соблюдение технологии приготовления блюд; условий хранения и соблюдения сроков реализации продуктов;
* осуществление планомерного контроля на всех этапах организации питания в ДУ;
* соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды;
* осуществление преемственности в организации питания в детском саду и дома.
Успех в этой работе, в тесном сотрудничестве медицинских и педагогических работников, всех специалистов и родителей.
Сегодня всех, конечно же, интересует вопрос: как помочь детям приобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи и при этом почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей следовать правилам, да и самим получать радость от успехов в этой работе.
Правильно звучит народная мудрость «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают». Поэтому, создавая здоровьесберегающую систему в дошкольном учреждении, нужно формировать у детей понятия правильного питания, здорового образа жизни через все режимные процессы, все виды детской деятельности.
Подготовка помещения
Обязательным условием проведения процесса питания являются: чистое, проветренное помещение. По возможности необходимо сохранять одностороннее проветривание в течение всего процесса еды.
Правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей
Столы и стулья должны соответствовать росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами. За столом не должно быть тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом.
Создание спокойной обстановки, отсутствие шума, суетливых движений взрослых и детей
Дети во время еды не должны чувствовать себя напряженно, добиваться от них полного молчания ничем не оправдано. Вполне допустимо, чтобы они общались друг с другом в связи с процессом питания. Но это не значит, что можно допустить излишний шум, болтливость, нарушающие общий порядок и спокойствие. Не нужно допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений.
Сервировка стола
Столы накрываются скатертью или салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола, учитываются принципы цветового оформления. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между детьми.
Организация дежурства
Дежурство – одна из форм организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это коллективный труд, где двое детей договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно и рационально. Дети могу активно творить: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах.
Методическое сопровождение
Для четкой организации и эффективного методического сопровождения в группах оформлены стенды «Наше дежурство».
Одежда дежурных
Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Его покрой должен соответствовать вкусам девочек и мальчиков.
Привитие детям культурно – гигиенических навыков
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Оформление блюд
Ребенка – дошкольника интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько ее, насколько она ароматна и т.д. Он весьма чутко прислушивается не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, ни в детском саду, ни дома, взрослый не должен позволять себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания.
Еда должна быть не только вкусной, но и аппетитной, внешне привлекательной. Перед едой воспитатель проговаривает названия блюд, говорит о компонентах блюда. Желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как надо правильно его есть. В чем его основная польза, кто его любит и т.д., выражать уверенность, что все дети хорошо справятся с ним и оценивать результат.
«Презентация» блюд
Педагогу необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми и яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На прогулке вы бегали очень хорошо – это все овсяная каша»; «Съедим салат из свеклы, и ваши щеки будут красивыми, румяными» и т.д.
Дидактические игры, сюжетные картинки, символы
В старших группах для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы, дидактические игры.
Сюжетно – ролевые игры
В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Сотрудничество с семьёй
Детский сад должен оказывает помощь родителям, знакомя их с примерным меню на неделю, принципом его составления, рецептами блюд, особенно тех, которые детям пришлись по вкусу. Ведется активная работа по пропаганде здорового питания, соблюдения правил столового этикета.
Формы работа с родителями
Обязательным условием рационального питания детей, является единство в понимании этого вопроса семьи и детского сада. Прежде всего, необходимо, чтобы родители знали, как важно выполнение режима питания, и не нарушали бы в выходные дни, установленные в детском саду и ставшие привычными для детей часы приема пищи. Для этого мы используем разные формы работы:
– выставки методической литературы, фотовыставки;
– конкурсы газет, рисунков, блюд;
– совместные праздники и развлечения;
– ширмы, папки – передвижки;
– видеоролики, слайд – презентации и др.
Каким будет будущее, зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение правильно питаться, которое, как и все другие, направлено на совершенствование нравственных качеств, охрану жизни и здоровья воспитанников.
https://ds26polotsk.schools.by
Культура питания
Правила поведения за столом дошкольников
Здоровье ребенка в значительной степени зависит от питания. Особенно важна роль питания в дошкольном возрасте: у детей бурно протекают процессы обмена веществ, все органы и системы находятся в стадии роста, развития и формирования функций. Но важно не только что ребенок ест, но и как он ест. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Старайтесь ежедневно устраивать семейный завтрак, обед или ужин. Пусть он длится не долго, но для ребенка важно видеть рядом взрослых.
Самое главное, что ребенок привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят. Даже если ребенок еще не ест сам, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками. Очень часто при определении ребенка в дошкольное учреждение родители задают вопрос: как подготовить ребенка и что он должен уметь делать сам.
В учебной программе дошкольного образования говорится о том, что дети 2-х летнего возраста приучаются к здоровому питанию, поддерживаются потребности и инициативы:
- Не спеша пережёвывать пищу, глотать, держать чашку и пить из неё;
- Правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой)
Необходимо ребенку объяснить и показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используются для второго блюда, а блюдца и розетки для салатов, десерта.
Не позволяйте ребёнку играть за столом с едой, не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.
После еды ребенку надо показать, как надо пользоваться салфетками – они всегда должны лежать на столе. Приучайте ребёнка к аккуратности за столом. Старайтесь чаще позволять есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться. Вилка ребенку должна быть маленькой и не очень острой. Необходимо показать, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Когда к сервировке детского стола добавляют столовый нож, ребенку показывают, как им пользоваться, учат держать нож в правой руке, а вилку – в левой. Не нарезайте всю пищу сразу. Пусть он отрезает следующий кусочек, когда съеден предыдущий. Ребенка надо приучить к тому, что нарезать ножом надо ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т.п. ребенок должен есть только при помощи вилки, без ножа.
Позже ребенку надо рассказать о сервировке стола. Сначала приучайте к выполнению элементарных поручений: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный или кухонный стол. И одновременно расскажите ребенку, какого цвета салфетки подойдут к посуде на столе. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок. Постарайтесь быть для ребенка примером!