Рекомендации по организации проверки и контроля состояния охраны труда в учреждении образования

1. Наличие основной документации, оформленной в соответствии с перечнем документации   по   охране   труда,   действующим законодательством   и нормативными актами.

2.  Организации работы по охране труда:•        рассмотрение вопросов по охране труда на педсоветах,
совещаниях, профсоюзных собраниях;

•        профилактическая работа по предупреждению травматизма;

•        организация и проведение периодического контроля, смотра-конкурса
по охране труда, Дней охраны труда;

•        выполнение    администрацией    выданных    предписаний
органов государственного надзора;

•        соблюдение администрацией прав профкома при решении вопросов
охраны труда (согласование графикой отпусков работников,
расписания занятий, графиков работ и т.д.);

•   наличие уголка, памяток, плакать по охране труда.

З. Состояние электробезопасности.

•        наличие приказа руководителя о назначении ответственного за
электрохозяйство;

•        организация обучения и проверки знаний по электробезопасности;

•        наличие протоколов проверки сопротивления изоляции
электросети и заземления оборудования;

•        состояние электрощитовой комнаты;

•        состояние электрических щитов;

•        состояние электросети;

•        своевременность проведения испытаний средств зашиты от
электрического тока.

4. Состояние охраны труда на территории:

•        ограждение земельного участка;

•        наружное освещение территории;

•   содержание территории (подходы к зданию, въезд, дорожки, ступени
лестниц, хозяйственная площадка, мусоросборник, колодцы),

•        состояние оборудования спортивно-игровых площадок,

•        отсутствие в зимнее время на карнизах, крышах и водостоках сосулек,
нависающего льда и снега;

•        наличие над входными дверями навесов и ил состояние;

•        наличие и исправность освещения входных дверей.

5. Состояние пожарной безопасности:

•   наличие приказа руководителя о назначении ответственных лиц за
пожарную безопасность здания;

• наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в
учреждении;

•        наличие планов эвакуации на каждый этаж (согласованный с МЧС);

•        наличие уголка пожарной безопасности;

•        наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов:

•          своевременность технического обслуживания и проверки
работоспособности внутренних пожарных кранов (акт, 2 раза в год);

•           наличие огнетушителей и своевременность их проверки и
перезарядки;

•        наличие   и   техническое   обслуживание   автоматической
пожарной сигнализации;

•        наличие и исправность системы оповещения людей о пожаре;

•        состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров и лестниц;

•        своевременность проведения испытаний на прочность наружных
пожарных лестниц;

•        состояние чердачных помещений;

•        хранение красок, лаков, растворителей.

6.    Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной защиты, смывающими средствами.

7.    Обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями и их содержание
(комнаты отдыха, гардеробные).

8.    Нормализация санитарно-гигиенических условий труда
(освещённость, температурно-влажностный режим).

9.    Физическая культура и спорт:

•    наличие требований безопасности для учащихся;

•    положения о врачебном контроле при проведении учебно-воспитательного
процесса по физической культуре;

•    наличие журнала регистрации результатов испытания спортивного
инвентаря и оборудования;

•    соответствие спортивного зала и оборудования требованиям;

•    СНиП, правил пожарной безопасности и электробезопасности;

•     соответствие требованиям освещенности и воздухообмена;

•     наличие в спортивном зале плана эвакуации занимающихся на случай:
возникновения пожара или стихийного бедствия (наличие двух дверей или
выхода, первичных средств пожаротушения и т.п);

•       выполнение требований безопасности на открытых спортивных
площадках;

•       выполнение требований безопасности, предъявляемых к инвентарю и
оборудованию (надежность установки, проведение испытаний с
соответствующей фиксацией в специальном журнале, размещение
оборудования);

•     разработка и утверждение требований страховки учащихся при
выполнении ими гимнастических упражнений;

•     выполнение специальных требований к занятиям (легкой атлетике, лыжной
подготовке, плаванию);

•     соблюдение порядка инструктирования учащихся о требованиях
безопасности;

•     наличие памятки об оказании первой (доврачебной) помощи
пострадавшим, медицинской аптечки, санитарных носилок, данных о
телефоне и адресе лечебного учреждения, где может быть оказана
квалифицированная медицинская помощь;

•     наличие акта-разрешения на проведение занятий по физической культуре и
спорту (оформляется при приемке школы к новому учебному году);

•     состав санитарно-бытовых помещений спортзала (раздевалочные со
шкафами, душевые кабины, санитарные узлы), их содержание.

 

10. Пищеблок в детских садах:

•     наличие платформы, эстакады, рампы для погрузки и выгрузки грузов;

•     наличие отдельного входа в помещение столовой;

•     соблюдение норм расстановки оборудования;

•     соответствие оборудования требованиям безопасности (наличие
ограждений и предохранительных устройств, исправность КИП, надежность
установки, правильность подключения к электросети, исправность
заземления, состояние изоляции по протоколам измерения сопротивления
изоляции);

•     естественное и искусственное освещение;

•     вентиляция производственных помещений;

•     наличие инструкций   по охране труда дня всех видов оборудования   и
выполняемых работ;

•     наличие аптечки с набором медикаментов для оказания первой помощи;

•     наличие таблички о запрещении входа в производственные и складские
помещения без санитарной одежды и выполнение этого требования;

•     наличие и содержание санитарно-бытовых помещений;

•     соблюдение женщинами норм переноски тяжестей вручную;

•     обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ;

•     организация техобслуживания технологического оборудования;

•     соблюдение электробезопасности;

•     санитарное содержание помещений, своевременность уборки пролитых
продуктов, жиров и т.п.

11. Прачечная в детских садах:

•     Помещение прачечной (полы ровные, гладкие, нескользкие, без выступов и
выбоин на поверхности; наличие по контуру стиральной машины бортиков
для задержания воды при сливе);

•     освещение (естественное и искусственное), исправность арматуры и
соответствие ее условиям среды; в стиральном цеху – герметичное, в других
помещениях – брызгозащитное;

•     наличие местного освещения над гладильными установками и рабочими
столами по сортировке белья;

•     организации технологического процесса (без пересечения и
соприкосновения грязного и чистого белья), различные входы для сдачи
грязного и чистого белья;

•     технологической оборудование (надежность установки и правильность
монтажа; отсутствие вибрации при работе; ограждение передач и
вращающихся частей; исправность блокировки центрифуги; заземление);

•     оборудование рабочего места для глажения белья вручную (наличие
подставки для утюга с ограждением, соблюдение электробезопасности).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1.  Наличие приказа руководителя учреждения образования о назначении
ответственного за электрохозяйство и лица, его замещающего в период
длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь).

2.  Организация обучения и проверки знаний по электробезопасности.
Обучение ответственного за электрохозяйство школы должно проводиться в
учебном центре с присвоением третьей группы электробезопасности. Лица, не являющиеся электротехническим персоналом, но выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, один раз в год проходят инструктаж и проверку знаний с присвоением первой группы электробезопасности, о чем делается запись в журнале по электробезопасности.

3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей
эксплуатации электроустановок. Перечень утверждается руководителем
учреждения образования.

4. Наличие протоколов сопротивления изоляции электросети и
заземлений оборудования.

Проверка сопротивления   изоляции осветительной электросети в сухих помещениях с неэлектропроводными полами должна проводиться не реже одного раза в три года. В остальных помещениях сопротивление изоляции электросети и заземление оборудования проверяется ежегодно с составлением соответствующих протоколов. Недостатки, обнаруженные при проверке сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, устраняются электротехническим персоналом, о чем составляется акт или протокол.

5. Состояние электрощитовых.

Входная дверь в электрощитовую постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом на торец двери. На наружной стороне входной двери должны быть сделаны надписи о назначении помещения, месте хранения ключей и нанесен предупреждающий знак: «Осторожно! Электрическое напряжение». Электрощитовая оборудуется герметичными плафонами на светильниках и диэлектрическими ковриками, которые располагаются на полу около электрощитов. Электрощитовая должна быть оснащена углекислотным огнетушителем, одной парой диэлектрических перчаток. В ней не должны находиться посторонние предметы.

6. Состояние электрических щитов.

Все электрические щиты постоянно закрыты на замок. На наружной стороне дверок электрощитов должна быть нанесена следующая информация: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупредительный знак: «Осторожно! Электрическое напряжение». На внутренней стороне дверок электрощитов располагается однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины, некалиброванных плавких вставок.

7. Состояние электросети.

Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Коммутационные коробки закрыты крышками. Корпуса и крышки электровыключателей и электророзеток не должны иметь сколов и трещин, а также оголенных контактов и проводов. Все электророзетки и отключающие устройства промаркированы в зависимости от номинального напряжения. Должны отсутствовать нестандартные, электронагревательные приборы, воздушные линии электропередачи и наружные электропроводки, проложенные по территории учреждении образования нал горючими кровлями и навесами.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Наличие    приказа    руководителя   учреждения    образования    о
противопожарном режиме в учреждении.

Приказ издается ежегодно. В нем определяются:

•     места хранения и допустимый объем (масса) лаков, красок, растворителей
и других легковоспламеняющихся жидкостей, который может находиться на
территории учреждения;

•     порядок уборки помещений и горючих отходов;

•     порядок обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и
в случае пожара;

•     порядок проведения временных пожароопасных работ;

•     порядок осмотра и закрытия помещений учреждения по окончании работы,
действия при обнаружении пожара;

•     порядок и сроки прохождения персоналом и учащимися противопожарного
инструктажа;

•     ответственные за проведение противопожарного инструктажа;

•     ответственные за пожарную безопасность зданий и отдельных помещении
учреждения.

2. Наличие инструкций но пожарной безопасности. Инструкции отражаются:

•     порядок содержания территории, зданий и помещений учреждении
отдельным пунктом выделяется информация о содержании эвакуационных
путей;

•     мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при организации
учебного процесса, массовых мероприятий, эксплуатации оборудования
учреждения, производстве пожароопасных работ;

•     порядок хранения пожароопасных веществ и материалов; порядок сбора,
хранения и удаления горючих веществ и материалов;

•     порядок действий при пожаре, который обеспечивает безопасную и
быструю эвакуацию учащихся (воспитанников) и персонала учреждения;

•     план проведения тренировок по эвакуации людей из помещений
учреждения в случае возникновения пожара, которые проводятся не реже
одного раза в полугодие.

3.  Наличие планов эвакуации.

Он оформляется на каждый этаж здания учреждения, подписывается лицом, ответственным за пожарную безопасность, и утверждается руководителем. План эвакуации должен содержать текстовую часть и схему этажа, на которой нанесены направления эвакуации, места расположения первичных средств пожаротушения и средств связи. План должен быть вывешен на видном месте. В случае изменения условий функционирования учреждения его необходимо своевременно пересмотреть.

4. Наличие противопожарного уголка.

В уголке должны быть вывешены плакаты, информирующие персонал учреждения и учащихся о мерах пожарной безопасности.

5.  Наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов.
Внутренние пожарные краны комплектуются рукавами с присоединенными к
ним стволами. В местах соединения пожарного рукава с краном и со стволом
должны быть резиновые уплотнительные прокладки. Они находятся в
опломбированных настенных шкафах. На дверце шкафа должен быть
нанесен буквенный индекс с порядковым номером шкафа и номер телефона
пожарной части.

6. Своевременность технического обслуживания и проверки работоспособности внутренних пожарных кранов.

Не реже двух раз и год (как правило, весной и осенью) внутренние пожарные краны должны проходить техническое обслуживание и проверяться на работоспособность путем пуска коды. Для этого выбирают два наиболее удаленных, выше всех расположенных пожарных крана, раскатывают пожарные рукава и полностью открывают вентили. Длина компактной струи должна быть не мене 17 метров. После этого пожарные рукава просушивают и перекатывают на новую складку. Остальные пожарные рукава должны перекатываться на новую складку не реже двух раз в год. О результатах технического обслуживания и проверки работоспособности внутренних пожарных кранов составляется акт.

7. Наличие указателей пожарных гидрантов.

Рядом с пожарными гидрантами должны быть установлены указатели на которых четко наносятся цифры, указывающие расстояние до источника воды. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, проверяться не реже двух раз в год на водоотдачу, о чем составляется соответствующий акт. В зимнее время пожарные гидранты должны быть утеплены и очищены от снега и льда.

8. Наличие огнетушителей и своевременность их проверки и перезарядки.

Здания учреждения должны быть обеспечены огнетушителями в соответствии с нормами. Химические пенные огнетушители перезаряжаются ежегодно. Углекислотные огнетушители должны проверяться не реже одного раза в 2 года путем взвешивания (допустимая утечка в течение года не более 80 граммов). Баллон углекислотного огнетушителя подвергается гидравлическим испытаниям один раз в 5 лет. Порошковые огнетушители должны проходить освидетельствование на зарядных станциях один раз в два года. На корпуса огнетушителей наносится порядковый номер белой краской, а также вывешиваются таблички с указанием даты их проверки или перезарядки, веса заряда и подписи лица, ответственного за состояние огнетушителя. Все первичные средства пожаротушения должны быть зарегистрированы в журнале учета первичных средств пожаротушения.

9.  Наличие и   техническое   обслуживание    автоматической пожарной сигнализации.

Автоматическая пожарная сигнализация устанавливается в кабинетах и лаборантских физики, химии, биологии, учебных мастерских обслуживающего труда, помещениях, предназначенных для хранения технических средств и аппаратуры, раздевалках, спортивных и актовых залах, киноаппаратных, обеденных залах, помещениях для групп продленного дня, библиотеках, канцеляриях, учительских, комнатах техперсонала, кладовых, гладильных. Автоматическая пожарная сигнализация должна постоянно находиться во включенном состоянии и ежегодно проверяться на работоспособность, о чем составляется специальный акт.

10. Состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров, тамбуров и лестниц.

Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы не должны загромождаться каким-либо оборудованием и предметами. Выходные двери лестничных клеток оборудуются уплотнениями в притворах и устройствами самозакрывания. Все эвакуационные выходы снабжаются легкооткрывающимися запорами. Недопустимо забивать эвакуационные выходы гвоздями. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.

11. Состояние чердачных помещений.

Двери или люки чердачных помещении должны быть постоянно закрыты на замок. На двери или люкс чердачных помещений наносятся надписи, информирующие о месте хранения ключей. Слуховые окна должны быть остеклены. Они находятся в закрытом состоянии. Чердаки учреждений образования не могут быть использованы как складские помещения и сушилки. Обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом должна производиться не реже одного раза в три года, о чем составляется специальный акт. Проверка состояния огнезащитной обработки должна проводиться один раз в шесть месяцев о чем также составляется специальный акт.

12. Порядок хранения красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Хранение красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей должно производиться в отдельных зданиях, складах.

13. Содержание территории учреждения.

Территория учреждения должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.н. Сжигание, мусора на территории запрещается, он должен собираться и вывозиться.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ОХРАНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

С целью улучшения условий и охраны труда работников образования и обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности работы по профилактике травматизма и заболеваемости работников проводятся проверки работы по вопросам Охраны труда.

День охраны труда проводится не реже 1 раза в квартал.

День охраны труда проводится по заранее составленному плану, утвержденному руководителем учреждения образования.

В план проведения Дня охраны труда можно включать следующие мероприятия:

–    проведение конкурса рисунков «Моя безопасность» среди учащихся;

–    предварительный сбор предложений по улучшению организаций охраны труда в учреждении образования;

–    проведение совещания с участием профсоюзного комитета, классных руководителей, заведующих кабинетами по улучшению организации охраны труда работников и обеспечению безопасных условий проведения учебно- воспитательного процесса.

–    проведение встреч с инспектором МЧС, инспектором  Энергонадзора, инспектором ГАИ, врачом центра гигиены;

–   проведение игр, викторин и других мероприятии, посвященных вопросам охраны труда;

– просмотр видео-, кинофильмов, посвященных вопросам охраны труда.

При проведении Дней охраны труда необходимо проверять:

1.      Выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок (указывать наименование и причины невыполненных мероприятий, новые сроки выполнения работ).

2.      Выполнение требований Трудового кодекса Республики Беларусь, норм и правил охраны труда нанимателями и работниками.

3.      Наличие инструкций по охране труда на рабочих местах, знание и выполнение работающими их требований.

4.      Техническое состояние    оборудования, станков, зданий и сооружений. Наличие ограждений, блокировок, сигнализации и знаков безопасности.

5.      Наличие схем электрических, тепловых, водяных; соответствие их фактическому исполнению (надписи, бирки, указатели, окраска).

6. Выполнение предписаний органов государственного и ведомственного надзора (Департамента государственной инспекции труда, МЧС, Центра гигиены и эпидемиологии, служб охраны труда).

7.   Состояние территорий, зданий, помещений.

8.       Обучение работников безопасности труда и оказанию первой помощи потерпевшим. Ознакомление работников с информацией о несчастных
случаях.

9.       Обучение работников безопасности дорожного движения.

10.  Работа по укреплению трудовой и производственной дисциплины персонала. Профилактика алкоголизма на производстве и в быту.

11.  Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, первичными средствами пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами. Хранение и использование средств зашиты.

Для повышения эффективности работы по профилактике травматизма работников рекомендуется проводить совместные проверки с участием работников учреждений, профсоюзных комитете, органов Департамента государственной инспекции труда, МЧС и других органов надзора. При выявлении нарушений норм и правил охраны труда работы должны немедленно прекращаться, а виновные работники привлекаться к ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь. Материалы проверок перелаются работникам по охране труда. О наиболее характерных выявленных нарушениях требований безопасности труда и принятых конкретных мерах по результатам проведенных проверок руководители учреждений докладывают еженедельно на совещаниях.

Итоги проведения Дней охраны труда обсуждаются на совещаниях.

Руководители учреждений направляют в течение 10 дней после проведения Дня охраны труда копии приказов с мероприятиями, копии протоколов совещаний по подведению итогов работы в учреждениях.