Консультация для родителей “На пороге школы, или Кризис семи лет”
В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек, она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением.
Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6-7-летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребенка возникает новая потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового уровня отношений. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика. Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни.
В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами школьной жизни – портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки
и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг
и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.
Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета.
В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.
Готовность к школе – это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова. Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям – как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия – заканчиваются неудачей именно потому, что еще не закончился кризис дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами,
с огромным любопытством рассматривают книжки, но только картинки в азбуках для маленьких. Быстро устают и бегут играть.
А попытки взрослых заставить малышей учиться ведут к упрямству и капризам.
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности. И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6-7 лет – моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену игре приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению -будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты.
Для успешной учебы ребенок должен не только понимать чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.
Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых – воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы. Ребенок учится «как себя вести» в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность.
Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживаний – радости, обиды, огорчения – и знания,
что он их переживает: я радуюсь, я огорчен, я сердит. Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то сделать.
В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств». Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний. Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации, в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу войти в мир научного знания.
Вот мы и познакомились с кризисами дошкольного возраста. Теперь, уважаемые взрослые, изменение поведения детей, наступление кризисных моментов первого, третьего и седьмого года жизни не должны пугать вас.
Нарушение привычного поведения – капризность и упрямство, строптивость и своевольные выходки, борьба за самостоятельность и негативизм – полностью компенсируется стремительным рывком в развитии, который ребенок совершает за короткий период кризиса. Кризис – это скачок в завтрашний день развития, это предвестник взросления вашего малыша.
Делая шаг назад в период кризиса, временно отступая от достигнутого, малыш одновременно совершает два скачка вперед.
У него возникают новые черты и особенности. В периоды возрастных кризисов маленький человек продвигается по пути прогресса
в два раза быстрее и успешнее, чем в плавные, спокойные, благополучные периоды. В этом и состоит важное и прогрессивное значение любого возрастного кризиса.
Постарайтесь правильно выбрать линию своего поведения. Она должна отличаться от прежней, ведь малыш изменился, и вы знаете, почему это произошло, понимаете и поддерживаете взрослеющего ребенка.
Универсальный рецепт поведения взрослых в период трудных моментов возрастных кризисов: терпимость, внимание, постоянство главных требований плюс гибкость и понимание природы резких изменений во взаимоотношениях.
Не бороться, а вовремя оценить, принять и пережить нормативные изменения – перешагнуть вместе со своим малышом на новую ступеньку в развитии!
Консультация для законных представителей “Ваш ребенок поступает в детский сад”
Оформляя ребенка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми.
До этого все происходило на их глазах, а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют
по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.
Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Причины такого поведения могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие
у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт которых был сужен
до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления
в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только
к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения.
Так произошло и с Сережей (2 г. 1 мес.), который постоянно находился дома то с бабушкой, то с мамой. Особенно он был привязан к бабушке. В детском саду очень трудно с ней расставался, плакал и ждал ее прихода. На все предложения воспитателя отвечал отказом, плохо ел, днем не спал. Привыкал к детскому саду болезненно и длительно. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Например, Наташа (2 г. 3 мес.), расставаясь с мамой, спрашивает: «Ты меня любишь?» Получив утвердительный ответ, идет
в группу. В группе подходит к воспитателю, заглядывает в глаза, но свой вопрос задать не решается. Воспитатель ласково поглаживает девочку по голове, она успокаивается, продолжает и дальше искать с ним контакт. У таких детей, как Наташа, поведение зависит от того, насколько содержание общения с воспитателем соответствует их ожиданиям.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. Например, Миша Н. (2 г. 4 мес.) — второй ребенок
в семье, сестренке 4 года. Он много общался со сверстниками сестры. Его воспитывали по режиму. У него есть элементарные навыки самообслуживания, он умеет самостоятельно выбирать игрушки и заниматься с ними. При поступлении в детский сад играет рядом
с детьми, в контакт вступает редко, но и отрицательных эмоций не проявляет. Привыкает быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми.
А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и, наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться. Родители должны понять, что общение как деятельность имеет свои этапы развития, и, формируя эту деятельность, необходимо их учитывать.
В первые месяцы жизни для ребенка характерно эмоциональное общение. Он улыбается при виде взрослого, перебирает ручками, ножками, а чуть постарше — и протягивает ему ручки, как бы желая приблизиться к взрослому, получить от него внимание и ласку. Родители в ответ на это также улыбаются, используют интонацию, мимику, взгляд, выразительный жест, ласку, берут ребенка на руки —
и этими средствами удовлетворяют потребность ребенка во внимании и доброте. Однако, полностью удовлетворяя потребности ребенка, родители часто считают, что и общение ребенка должно быть ограничено кругом семьи. Нередко они сознательно до минимума сужают его, перестают обращать внимание ребенка на других взрослых, а иногда формируют и отрицательное отношение к другим взрослым: «Вот дядя придет, тебя заберет!»; «Видишь, какая нехорошая тетя. Будешь плакать — отдам тебя ей!» и т. д.
Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их взрослыми, а иногда и отрицательный, опыт общения приводят
к нежеланию и неумению ребенка устанавливать с ними контакт. Ограничение общения кругом близких отрицательно сказывается
при поступлении ребенка в детское учреждение, обусловливает негативную картину его поведения, длительное, болезненное привыкание. Следовательно, родители должны стремиться помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию навыков общения. Для этого надо привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей, совместно рассматривать результаты их действий, вызывать у него положительное отношение к их действиям, побуждать обращаться
к постороннему взрослому: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку». Можно предложить что-нибудь сделать всем вместе, похвалить ребенка, когда он осмелится обратиться к незнакомому лицу, и т. п. Если ребенок в первые минуты теряется, еще больше прижимается к маме, не надо настаивать, надо дать ему возможность освоиться, разглядеть незнакомого, а затем найти причину
для совместного общения: предложить рассмотреть игрушки сына, дочки.
На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и в семье необходимо обратить на них особое внимание. Можно вовлекать ребенка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире. Можно использовать игры-инсценировки: «Как кукла Лена обращается с просьбой», «Как кукла Лена отдала свою игрушку девочке», «Как кукла Лена пришла в гости» и т.д. Действия, показанные в играх-инсценировках, закрепляются в игре ребенка, через упражнения
в аналогичных действиях и поступках.
В результате такого участия родителей дети быстрее овладевают нужной формой обращения с партнером, от игр с ребятами дома,
в домашних условиях, легче и быстрее переходят к общению со сверстниками в детском саду. Научить ребенка вступать в общение
со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой. Лучше согласовать время
с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок, и спальную,
и умывальную комнаты. Можно согласовать режим ребенка, рассказать больше о его привычках.
В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. А если она будет только вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то только усилит его неуверенность, практически ее присутствие в группе не будет полезным.
Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать з семье постоянное внимание.
К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки.
С 1 г. 2 мес. надо воспитывать умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен активно участвовать в раздевании, умывании. С 1 г. 6 мес. ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой. Надо научить его снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду. К 2 г. он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо себя вести за столом, в спальне. Таковы требования «Программы воспитания в детском саду», разработанной на научных основах.
Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным примером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постепенное увеличение их содержания. На этом этапе важное значение имеет постоянное упражнение ребенка в осваиваемых действиях, поощрение за выполненное действие, положительная оценка.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.