Наши леса – всему краю краса

«Наши леса – всему краю краса»
Возраст: 4-6 лет
Объекты: деревья, кустарники в лесу
Содержание маршрута: лес у деревни Заречье
Отдых в лесу – что может быть лучше для ребенка, чем активное времяпрепровождения на свежем
воздухе?

Предлагаем вашему вниманию «Весёлую прогулку в лес», которая поможет малышу ближе
познакомиться с живой природой и приятно провести время. 

В помощь родителям:

  1. Перед тем, как отправиться в путешествие, продумать, как одеться, взять собой воду и все
    необходимое для длительной прогулки. По дороге рассказать детям правила поведения в лесу.
  2. По дороге на лес используются движения в зависимости от рельефа местности.

Кратковременный отдых (5 – 10 мин.) в зависимости от длительности дороги в тени.

  1. В лесу любуйтесь красотой, разнообразием растительности, слушайте звуки леса.
  2. По дороге рассматривайте деревья, называйте их. Обратите внимание на то, какие ещё растения растут в лесу.
  3. Обратите внимание на опасные растения:
  4. Поиграйте с детьми:

Предложить пройти змейкой между деревьев.

Игра «Превращения»
– Я превращу вас в …
В летающую бабочку.
В прыгающего кузнечика.
В звенящего комарика.
В ползущего жука.
В конце игры все превращаются в детей.

  1. Не забывайте о привале.

Посидите на коврике, отдохните. Предложите пальчиковую игру:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик – по дорожке, (загибают пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик – по тропинке,
Этот пальчик – за грибами,
Этот пальчик – за малинкой.
Пальчик птиц увидел,
Их спугнул, но не обидел.
Птицы с шумом улетели,

С ним играть не захотели. (Встряхивают кистями)

  1. Загадайте загадки.
  2. Расскажите пословицы.
  3. Прочитайте рассказ или сказку.
  4. Обратная дорога домой.

– рассказ о том, что запомнилось больше всего;
– беседа о правилах поведения в лесу;
– рисование на темы «Летом в лесу», «Елочка и сосна»;
– лепка «Грибочки»;
– повторение игр.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Десятка
В этой игре также участвуют все желающие. Перед игрой нужно собрать в лесу 10 предметов,
но все они должны быть исконно лесными (например шишки, желуди, листочки).
Их раскладывают на земле, и дети пытаются запомнить их все. Потом предметы накрывают, а
ребят отправляют на их поиски. Они должны найти как можно больше таких же предметов,
каких увидели. Кто принесет больше – тот и победитель

Фото на память

Играют двое. Один исполняет роль камеры, другой – оператора. Камера закрывает глаза, и оператор ведет ее к какому-либо интересному месту. Камера «включается» (открывает глаза, когда оператор ее касается) и в течение 3-5 секунд «делает снимок» (запоминает), после чего «выключается» (закрывает глаза). Можно сделать несколько снимков, а после отправляться «проявлять» фотографии – рисовать все, что запомнилось. Потом оператор и камера могут поменяться ролями.  

Знакомство с лесом

В этой игре лучше, чтоб участников было не более 6. Нужно выбрать ведущего. Все остальные участники выстраиваются в цепочку и кладут руки на плечи впередистоящего. Им завязывают глаза. Ведущий становится первым. Он ведет детей по лесу, обращая внимание ребят на окружающие звуки, запахи, шорохи, перемены местности. Игроки должны как можно точнее запомнить местность посредством осязания, обоняния и слуха. После «путешествия» их просят нарисовать местность, по которой они путешествовали. Важно, чтобы никто не отвлекал играющих. Путь лучше всего прокладывать по богатой переменами местности с интересными пунктами: переменами солнечного света, подъемами и понижениями местности, возможно с пересечением небольшого ручейка и т.д. 

Звуки леса

Играют все желающие. Участники игры садятся, закрывают глаза и в течение 3 – 5 минут слушают все лесные звуки и шорохи вокруг себя. Потом обсуждают, что они слышали. Можно попросить их нарисовать тех, кому эти звуки принадлежат. 

Точка зрения

Играют все желающие. Каждый участник игры выбирает себе часть полянки. Он маркирует его каким-нибудь природным материалом, например веткой. После этого он получает лупу, с помощью которой он, ползая по траве, наблюдает травы, жуков, пауков, росинки и многое другое. Так дети могут исследовать мир с точки зрения гусеницы или муравья. Это достаточно интересно для детей дошкольного возраста. В конце игры просят детей нарисовать, что же они исследовали. Дополнительно можно подробнее рассказать ребятам об этих растениях и насекомых. 

Оживление

Участвуют все желающие. Участники игры делятся на две группы. До начала игры каждая группа ограничивает с помощью веток или веревки небольшой участок. Дети мастерят  фантастических животных из природных материалов и расставляют их на своем участке так, чтобы они сливались с окружающей средой. Во время игры ребята ищут этих зверей на участках друг друга, потом дают им имена и придумывают, как они живут, таким образом их «оживляя».

Радуга

Играют все желающие. Каждый игрок получает по листу белой бумаги или картона и отправляется в лес собирать предметы самых разных цветов. Через некоторое время ребята собираются снова вместе, чтобы обсудить свои находки, поделиться впечатлениями. У кого вышла самая яркая радуга, тот и победил. 

Найди свое

Играют два человека. Повяжите на глаза ребенка повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в зоне видимости с места где вы находитесь. Вести ребенка к дереву можно любыми путями, чтобы запутать игрока. Помогите «слепому» игроку исследовать дерево. Спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?». Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.  

Найди пару

Играют все желающие. Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. Естественно, кто первый – тот и победитель. 

ЗАГАДКИ

Тема: «Лес»

В шубе летом,
А зимой раздеты.
(Деревья)

***

Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(Дерево)

***

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Дерево)

***

Он густой, зеленый,
Растут в нем липы,  клены
И могучие дубы,
Есть в нем ягоды, грибы.
(Лес)

***

Этот лес густой, тенистый
Хвоей пахнет он смолистой.
(Ельник)

***

Лес могучий, величавый,
И зовут его…
(Дубравой)

***

Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.

(Пенек)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.

(Береза)

***

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Березки)

***

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Береза)

***

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы)

***

В черных черточках стволы
Шелковисты и белы.
(Береза)

***

Вы меня узнаете по простой примете:
«Нет дерева белей на свете».
(Береза)

**

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
(Дуб)

***

Я самый серьёзный из русских деревьев,
Так просто не дамся на сруб.
Раскидиста крона, крепки мои ветви.
А люди зовут меня …
(Дуб)

***

Из листьев резных зелёная шуба
На толстом стволе могучего …
(Дуба)

***

Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны.
(Дуб)

***

Зреют на зелёных ветках
Детки лысые в беретках.
Без боязни спрыгнут с веток –
Очутятся без береток.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы.
(Желуди)

***

Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут –
Береток не найдут.
(Желудь)

***

Кого раз в году наряжают?
(Ель)

***

Зимой и летом — одним цветом.
(Ель)

***

Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

(Ель)

***

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)

***

У нее одежки колки –
Все иголки да иголки.
Звери шутят: «Дядя Еж
На нее слегка похож!»
(Елка)

***

Ничего сама не шьет,
А в иголках — круглый год.
(Елка)

***

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

***

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.
(Ивы)

***

Гибкий стан согнула,
Голову склонила,
Ветви окунула
В воду речки…

(Ива)

***

То дерево нередко
В реке купает ветки,
И часто над водой
Шуршит густой листвой!
(Ива)

***

 Белые овечки бегают по свечке.
(Верба)

***

Почки – серебряные,
Цветки – золоченные,
А кожа на ветке –
Красной расцветки.
(Верба)

 

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист — ладошкой,
С длинной ножкой.

(Клён)

***

Кто на даче у веранды
Носит носиков гирлянды?
В алых листьях ярок он.
Отгадали? Это…
(Клён)

***

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.

(Клён)

***

В сенокос горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)

***

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
(Рябина)

***

Платье потерялось –
Красны пуговки остались.

(Рябина)

***

Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение.
(Рябина)

***

В гроздьях горьких ягод красных
Нарядилась, как на праздник,
И склонилась над тропинкой
В листьях перистых…
(Рябинка)

 

Что за дерево такое –
И мед дает, и лапти плетет?

(Липа)

***

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

(Липа)

***

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой целебный дарит нам …
(Липа)

***

Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень —
И в ней окажется …
(Сирень)

***

Ветка в гроздья разодета
Фиолетового цвета.
В долгожданный летний день
Расцвела в саду …
(Сирень)

***

Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)

***

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

***

Ветерок лишь пробежит,
Вся листвою задрожит,
Затрепещет, как тростинка,
Очень зябкая …
(Осинка)

***

Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок …
(Осины)

***

В нем почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота.
(Эвкалипт)

***

Куст кудрявый у дороги,
Только ты его не трогай.
Ягоды красные —
Вредные, опасные.
(Бузина)

 

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками …
(Сосна)

***

Стоит столб до небес,
А на нём шатёр-навес.
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной, зелёный.
(Сосна)

***

Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица – …
(Сосна)

***

Есть у родственницы елки
Не колючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница)

***

Когда будет лето
В полном разгаре,
Нам дерево это
«Снежинки» подарит.
(Тополь)

***

Слушай внимательно: дерево это
Всем замечательно. Только лишь летом
Пух его лёгкий повсюду летает
И, зачастую, дышать нам мешает.
(Тополь)

***

Летом — снег!
Просто смех!
По городу летает,
Почему же он не тает?
(Пух с  тополей)

***

То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?

(Тополиный пух)

***

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!

(Орешник)

***

Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется …
(Орех)

***

Цветы её когда цветут,
Похолоданье тут как тут.
(Черёмуха)

***

Кустом в лесу, саду растёт
И белым зонтиком цветёт.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая …
(Калина)

***

Эх, раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова.
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз –
Не расколешь вязкий …
(Вяз)

 

В листьях лимонного цвета.
Был он зеленым все лето.
Гроздья сережек до самой земли.
Вы бы назвать его имя смогли?
Если вам вопрос мой ясен,
Вы ответите мне:…
(Ясень)

***

Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберём,
Полезных плодов для аптеки нарвём.
(Шиповник)

***

На верхушке – грозди,
А пониже – гвозди.
(Боярышник)

***

Ветер дул что было сил –
Только их не погасил.
Долго дождик моросил –
Тоже их не погасил.
И теперь доволен сад,
Что на всех ветвях подряд
Искры сладкие горят!
(Вишня)

***

Листья, как твоя ладонь,
Пальцы растопырены.
Белых свечек по весне
Видимо — невидимо.
(Каштан)

***

РАССКАЗЫ и СКАЗКИ

Михаил Пришвин

«Этажи леса»

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает; у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пенышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить; они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье: мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети.

Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

Константин Ушинский

«Спор деревьев»

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Константин Ушинский

В лесу летом (рассказ)

Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои  вырезные  листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.

Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?

Михаил Пришвин

«Этажи леса»

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает; у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пенышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить; они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье: мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети.

Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

Константин Ушинский

«Спор деревьев»

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Константин Ушинский

В лесу летом (рассказ)

Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои  вырезные  листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.

Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?