Как укрепить здоровье дошкольников?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ»

       Семья – первый скульптор, который формирует мягкую, как воск , неоформленную душу и ум, волю и характер. Ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Несомненно, что свои первые жизненные установки он получает именно в семье.

Полноценное здоровье и гармоничное физическое развитие ребёнка – то, к чему стремятся  все родители. Для реализации этой мечты нужны не только рациональное питание, положительный психоэмоциональный фон, но и формирование хороших привычек, грамотно организованный процесс физического воспитания. Чтобы добиться позитивных результатов, необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

В первую очередь родители должны стать эмоциональной опорой для ребёнка. Очень важна помощь семьи в налаживании  нормальной жизни малыша в детском саду: дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям, максимально подробно и точно отвечать на все вопросы педагогов, продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги малыш возьмёт с собой в группу детского сада.

Родители должны обеспечить дошкольное учреждение полной информацией о здоровье ребёнка. Режим сна и питания, диета, принятые в детском саду, нужно соблюдать и дома.

Воспитателям намного легче работать, если в домашних условиях продолжается формирование привычек, вырабатываемых в детском саду:

– умываться;

– принимать по утрам и вечерам душ или мыться до пояса;

– мыть ноги летом и перед сном;

– следить за состоянием рук, мыть их после прогулки;

– пользоваться унитазом и туалетной бумагой;

– чистить зубы и полоскать рот после еды;

– правильно применять предметы индивидуального пользования: расчёску, полотенце ,  носовой платок.

Взрослые должны хвалить ребёнка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур.

Необходимо обеспечить правильное освещение тех мест в квартире, где ребёнок рисует, просматривает книги. Он должен правильно сидеть у телевизора не более 15-20 мин. На расстоянии 2-2,5м. от экрана прямо перед ним.

Если ребёнок возбуждён, уменьшите интенсивность освещения. Для формирования правильной осанки родители должны приучать ребёнка контролировать позу за столом.

Важно правильно подобрать обувь для ребёнка, соответствующую размеру стопы, имеющую небольшой каблук, устойчивую и удобную.

В условиях семьи дошкольников также нужно знакомить с правилами этикета, поддерживать соблюдение правила поведения за столом, уметь сервировать стол, пользоваться ножом и вилкой, салфетками.

В выходные дни желательно соблюдать режим дня. Родители должны знать, что ребёнку во время прогулок необходимо много и свободно двигаться, так как именно в двигательной  активности он находит место своей неуемной энергии и фантазии, она стимулирует эмоции, речевую и мыслительную деятельность, саморегуляцию.

Очень хорошо вести семейную традицию занятий спортом, приобщать ребёнка к ходьбе на лыжах, катанию на коньках, на велосипеде, спортивным играм, плаванию. Играя с ребёнком, взрослые должны воспитывать умение подчиняться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение, формировать психологическую устойчивость к неуспеху.

Нет ничего лучше, если в семье сохраняется радостная, эмоционально – положительная атмосфера, существуют и поддерживаются традиции семейных праздников, досугов, а родители содействуют духовному обогащению дошкольника: совместно посещают театры, концерты, цирк.

 

Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки!

Вы всегда должны помнить, что являетесь для ребёнка примером для подражания. Поэтому не ленитесь отзываться на проявляемую детьми инициативу в общении. Стремитесь быть человеком, который может чему-то научить, быть интересным собеседником, партнёром по игре и совместной деятельности, компетентным и терпимым.

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой.

https://elib.bspu.by/bitstream/doc/34389/1/ПРОБЛЕМА%20ФОРМИРОВАНИЯ%20ОСНОВ%20ЗДОРОВОГО%20ОБРАЗА%20ЖИЗНИ%20У%20ДЕТЕЙ%20%2C%2C%2C.pdfhttps://elib.bspu.by/bitstream/doc/34389/1/ПРОБЛЕМА%20ФОРМИРОВАНИЯ%20ОСНОВ%20ЗДОРОВОГО%20ОБРАЗА%20ЖИЗНИ%20У%20ДЕТЕЙ%20%2C%2C%2C.pdf

 

План по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к здоровому образу жизни;

Задачи:

  1. Укрепить здоровье дошкольников, профилактика детского травматизма, совершенствование
    их физического здоровья, повышение сопротивляемости организма, улучшение умственной и физической работоспособности.
  2. Формировать у детей жизненно необходимые двигательные  умения и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки
  3. Воспитывать у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
  4. Воспитывать у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Основные направления работы:

  1. Лечебно-профилактическое

Предупреждение заболеваний методами специфической и неспецифической профилактики;

Выполнение санитарно-гигиенического режима.

  1. Физкультурно-оздоровительное

Обеспечение оптимальной двигательной активности детей;

Укрепление опорно-двигательного аппарата;

Формирование здорового образа жизни;

Развитие психоэмоциональной сферы ребенка.

  1. Планово-организационное

Организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования;

Мониторинг физического развития дошкольников;

  1. Консультативно-просветительское

Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления среди детей, родителей, педагогов.

В работе по укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения
и развития.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:

сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных
для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

конструктивное взаимодействие семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

приобщение детей к физической культуре;

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая деятельность в работе с детьми осуществляется с использованием следующих технологий:

медико-профилактическая технология;

физкультурно-оздоровительная технология;

технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

технологии сохранения и стимулирования здоровья;

технология обучения здоровому образу жизни.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами используются мероприятия, к которым относятся родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, недели здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагогов, нетрадиционные формы работы с родителями (квесты, семейные встречи).

Ожидаемый результат:

Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;

Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;

Снижение уровня заболеваемости детей;

Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений
в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики
и пр.).

Реализация данной программы осуществляется воспитателями в процессе образовательных областей через организованную образовательную деятельность детей, режимные моменты, игровую деятельность, прогулки, индивидуальную работу, совместную деятельность детей со взрослыми и самостоятельную деятельность детей.

В рамках сотрудничества с УЗ «Плисская врачебная амбулатория» регулярно проводятся медосмотры, позволяющие сделать выводы о состоянии здоровья дошкольников, проведение консультаций для педагогов
и родителей ( при проведении родительских собраний) по интересующим их вопросам.

Для успешной организации деятельности имеются наглядные пособия, музыкальное сопровождение, физкультурный и спортивный инвентарь.

Работа проводится в музыкальном зале, на улице на игровых участках и спортивной площадке, ежедневно,
с учетом медицинских показаний.

Используемые в комплексе направления работы по укреплению здоровья детей в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе учреждении здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитателей
и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Направление Задачи
1 Мониторинг здоровья детей осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;

планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;

своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;

целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям

2 Профилактика и оздоровление детей проведение оздоровительных и закаливающих мероприятий;

Рассмотрение состояния детского травматизма на заседаниях педагогического совета

3 Организация питания соблюдение определенного режима питания, обеспечивающих рациональное питание; режим строится с учетом 11 – часового пребывания детей в учреждении;

создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей

4 Организация питьевого режима соблюдение питьевого режима в детском саду в соответствии с требованиями СанПиН;

обеспечение доступность питьевой воды воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду;

использование фильтрованной питьевой воды

5 Проведению закаливающих процедур применять элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

использовать в работе специальные мероприятия: воздушные и солнечные ванны

6 Организация гигиенического режима.
Гигиена воздуха
обеспечение проветривания помещения ежедневно и неоднократно в отсутствие детей;
обеспечение сквозного проветривания не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
в помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается;в присутствии детей допускается широкая одностороннее проветривание всех помещений в теплое время года;соблюдение значения температуры воздуха в соответствии с требованиями СанПиН
7 Проведение противоэпидемиологических мероприятий обеспечение санитарного и противоэпидемического режима;

прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций;

допускать к посещению дошкольного учреждения детей, пропустивших
3 и более дня, возможен только со справкой от участкового врача

8 Соблюдение гигиенических требований
к игрушкам
обеспечение ежедневного ухода за игрушками (моют ежедневно в конце дня
с 2 раствором в специально предназначенных для этого(промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (температура 37°С) и высушивают
на воздухе);использование игрушек, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) только в качестве дидактического материала;
9 Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и режима дня обеспечение оптимального соотношения периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма;

обеспечение организации педагогического процесса: режим дня, учебная нагрузка (разработаная в соответствии с требованиями, содержащимися в новых санитарно-эпидемиалогических правилах и нормах для дошкольного учреждения (с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки), образовательный план, график организации образовательного процесса, расписание непосредственно образовательной деятельности, организация двигательного режима, планирование воспитательно-образовательной деятельности детей;

 Приложение 2

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мероприятия Периодичность Ответственные
Предупреждение заболеваний методами специфической и неспецифической профилактики
3 Дыхательная гимнастика ежедневно воспитатели
4 Звукодвигательные пятиминутки ежедневно воспитатели
5 Игровой самомассаж ежедневно воспитатели
6 Общие воздушные ванны ежедневно после сна воспитатели, родители
7 Обливание рук по локоть и растирание в летний период воспитатели
8 Босохождение ежедневно воспитатели
9 Гимнастика после сна ежедневно воспитатели
1 Упражнения на тренировку зрительных мышц ежедневно воспитатели
Выполнение санитарно-гигиенического режима
1 Подбор мебели по росту детей 2 раза в год воспитатели
1 Щадящий режим После болезни воспитатели
1 Прием детей на свежем воздухе В теплое время года воспитатели
1 Режим сквозного и одностороннего проветривания в течения дня ежедневно воспитатели
Физкультурно-оздоровительное направление .Обеспечение оптимальной двигательной активности детей
1 Утренняя гимнастика ежедневно воспитатели
1 Бодрящая гимнастика ежедневно воспитатели
Физкультминутки ежедневно воспитатели
1 Звукодвигательные пятиминутки ежедневно воспитатели
2 Неделя здоровья 1 раз в год воспитатели
Физкультурные праздники и досуги В теплое время года воспитатели
Подвижные игры ежедневно воспитатели
2 Спортивные игры и их элементы ежедневно воспитатели
2 Самостоятельная двигательная активность ежедневно воспитатели
2 Упражнения для коррекции осанки, включенные в комплекс утренней гимнастики ежедневно воспитатели
2 Гимнастика после сна с корригирующими упражнениями ежедневно воспитатели
2 Массажные дорожки ежедневно воспитатели
2 Массажные мячи, коврики ежедневно воспитатели
2 Уроки здоровья, проблемные ситуации 2 раза в месяц воспитатели
Утренняя гимнастика ежедневно воспитатели
3 Бодрящая гимнастика ежедневно воспитатели
3 Гигиенические водные процедуры ежедневно воспитатели
3 Гигиенический душ перед ночным сном ежедневно родители
Развитие познавательного интереса у детей к здоровому образу жизни
Познавательное развитие детей, раздел «Здоровье во мне» 1 раз в 2 недели воспитатели
3 Коммуникативные игры ежедневно воспитатели
3 Проблемно-игровые ситуации ежедневно воспитатели
Развитие психоэмоциональной сферы ребенка
3 Пальчиковая гимнастика ежедневно воспитатели
3 Нетрадиционные техники рисования 1 раз в неделю воспитатели
3 Упражнения на релаксацию ежедневно воспитатели
4 Коммуникативные игры ежедневно воспитатели

Приложение 3

ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды деятельности Продолжительность Объем нагрузки
Физкультурно-оздоровительные занятия
1 Утренняя гимнастика В зависимости от возраста групп Ежедневно
1 Физкультминутки В зависимости от возраста групп Ежедневно, по мере необходимости.
1 Двигательная разминка В зависимости от возраста групп Ежедневно
1 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

Руководство ПРАВИЛАМИ

безопасности при проведении занятий физической культурой и  спортом

В зависимости от возраста групп Ежедневно

 

На постоянной основе

1 Оздоровительный бег В зависимости от возраста групп Ежедневно
1 Индивидуальная работа по развитию движений В зависимости от возраста групп Ежедневно
1 Гимнастика после дневного сна
в сочетании с закаливающими процедурами
В зависимости от возраста групп Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей
Специально оорганизованная деятельность
2 Специально образовательная деятельность по физической культуре В зависимости от возраста групп В зависимости от возраста групп
2 Спортивные игры и упражнения на воздухе В зависимости от возраста групп ежедневно
Физкультурные праздники и развлечения
3 Неделя здоровья 1 раз в год
3 Физкультурный досуг В зависимости от возраста групп 1 раз в месяц
3 Спортивные игры-соревнования В зависимости от возраста групп В зависимости от возраста групп
Совместная физкультурно-оздоровительная работа дошкольного учреждения образования и семьи
4 Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях учреждения В зависимости
от возраста групп
1 – 4 раза в год

 Приложение 4

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА» ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОЗРАСТА

Месяц, тема мероприятий Задачи Предварительная работа
СЕНТЯБРЬ

«Почему все мы устроены так?»

Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, сформировать представление о том, как человек устроен, что каждый орган имеет свое место, значение и выполняет определенную функцию для всего организма;
Воспитывать бережное отношение
к своему телу, желание о нем заботится
Сравнение взрослого человека и ребенка, что общего и в чем отличие;

Дидактические игры «Узнай по голосу», «Узнай
по описанию»;

Рисование «Я и моя семья»

ОКТЯБРЬ

«Что мы делаем, когда едим?»

Познакомить детей с системой пищеварения, сформировать представление о значимости питания
для жизнедеятельности человека;
Воспитывать желание придерживаться правильного питания, вести здоровый образ жизни.
Чтение и рассмотрение иллюстраций «Как стать взрослым?», «Румяные щечки»;

Стихи, загадки о зубах, о языке, о фруктах и овощах;

Пословицы и поговорки, связанные с питанием;
Дидактическая игра «Где живут витамины?»;

Изготовление книжки-самоделки «Что полезно есть ребенку?»;
Изобразительна деятельность по теме «Овощи и фрукты»

НОЯБРЬ

«Как мы дышим?»

Познакомить детей с органами дыхания, сформировать представление о значении дыхания для жизнедеятельности человека, о значение чистого воздуха для здоровья человека; познакомить детей с лечебными свойствами растений;

Воспитывать бережное отношение
к своему телу, желание о нем заботится.

Подбор и чтение литературы о дыхании;
Знакомство с лекарственными растениями;
Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь»;
Серия опытов «Воздух, его свойства»
ДЕКАБРЬ

«Куда бежит наша кровь?»

Познакомить детей с назначением
и работой кровеносной системы человека, сформировать элементарные представления о работе и строении сердца;Воспитать у детей потребность выполнять правила, чтобы сохранить свое сердце здоровым
Подбор и чтение литературы по теме. Рассматривание иллюстраций и таблиц;

Расширение знаний об овощах и фруктах
как источнике витаминов;

Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь»

ЯНВАРЬ

«Как движутся наши мускулы и кости?»

Продолжать формировать интерес
к человеку, строению тела, познакомить детей со значением мышц, костей, суставов для строения тела человека,
а также с возможностями движения различных частей тела;
Воспитывать бережное отношение
к своему телу, желание о нем заботится, развивать его
Загадки, пословицы и поговорки по теме;
Беседа о правильной осанке;Физкультурные занятия с элементами теории
ФЕВРАЛЬ

«Наши верные помощники»

Продолжать формировать интерес
к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос
в жизни человека;Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь
Загадки, пословиц, поговорки по теме;

Дидактические игры «Какого помощника не хватает?»
и «Кто помог?»;

Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь»

МАРТ

«Береги своих помощников»

Уточнить и закрепить представление детей о том, что нормальная жизнедеятельность различных органов определяет здоровье человека, о котором необходимо заботиться, упражнять
в некоторых приемах дыхательной
и корригирующей гимнастики;Воспитывать желание заботиться о своем организме, его здоровье
Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь»;

Дидактическая игра «Вредно-полезно»;

Загадки, пословиц, поговорки по теме

АПРЕЛЬ

«Человек – разумное существо»

Продолжать формировать у детей понятие о том, что человек – разумное существо, закреплять знания о строении тела человека и подвести к пониманию того, что человеческое тело устроено разумно, каждому органу свое место и своя работа;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму

Чтение художественной литературы
о приспособительных особенностях растений
и животных, рассматривание иллюстраций;Рассматривание строения семян некоторых растений и насекомых;Рисование плакатов «Помоги природе»;

Дидактические игры «Детки с ветки», «Кто где живет?», «Летает – не летает», «На что похоже?»

МАЙ

«Красота тела и души»

Продолжать формировать интерес
к здоровому образу жизни, раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты; Воспитывать у детей желание быть нравственно и физически красивым.
Загадки, пословиц, поговорки по теме;

Чтение художественной литературы о красоте человека (тела и души);

Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Семья», «Дом мод», «Скорая помощь»;

Дидактические игры